Аквариум в Сети
Раздел: Статьи, мнения, очерки
Дата: 1999 г.
Автор: Соколова Соня
Эта статья, предназначенная для журнала FUZZ была пожертвовано Соней Соколовой. Что с этим текстом сделают редакторы FUZZ-а неизвестно, но здесь статья приводится в полном изначальном виде. Спасибо Соня!
Аквариум в сети
Соня Соколова, 1998-99
Сегодня я поведу разговор о том, как и во имя чего может быть представлена в сети группа. Делать это удобно на примере самой сетевой группы русского Интернета - Аквариума. 'История сайтов А уходит корнями в глубокую древность' - применительно к ситуации молодой русской сети эта фраза звучит абсолютно обоснованно. В 1995-96 годах Билл Гейтс перестал быть единственным БГ в сети и Аквариум стал завоевывать просторы Интернет. Сайт А made by Tema Lebedev стал первым официальным сайтом русской группы, именно А был посвящен один из первых тематических чатов, с тех пор и поныне ни одна русская группа не представлена в сети так полно, как А. Основными тремя ресурсами, посвященными группе и всему, что происходит вокруг нее, являются: Официальный сайт Аквариума (wwwaquarium.ru), Планета Аквариум (wwwplanetaquarium.ru), Архив Павла Северова (http://skip.to/handbook). Виртуальная Мансарда Житинского, wwwbg.ru и прочие, находящиеся в стадии разработки и вышедшие из этой стадии проекты, в данном случае представляют собой пестрый фон, на котором разворачивается основное действо.
Для начала я представлю моих собеседников - веб-мастеров, певцов А в Интернет. Это Архивариус Павел Северов, заброшенный с далекой Планеты Михаил Морозов, а также Тема, Великий и Ужасный. Для чистоты эксперимента у их Музы - Бориса Гребенщикова- взято интервью по e-mail. На заднем плане этой живописной сцены экстравагантно распростерся директор А Стас Гагаринов, и на щите его золотом выбит герб Петербургского Авторского Фонда. Интервью у этого персонажа я брать не стала по причине того, что, по его словам, все, что происходит в сети, никак не способствует продажам дисков А, а для Стаса, как для представителя коммерческих интересов группы., именно этот показатель является определяющим. Я также попросила прокомментировать некоторые реплики собравшихся Павла Ходакова, автора MUSIC RU.
Архив Павла Северова
http://skip.to/handbook
Архив Павла Северова существует в сети с 1996 года. Но начало свое берет в середине восьмидесятых. Если вы считаете себя аквариумистом, и к вам в руки никогда не попадали распечатки архивов Северова, значит, вы интересуетесь не группой А, а разведением гупий и сомиков. Особого внимания заслуживает архив записей, которые находятся на сервере: это уникальные записи квартирных концертов. Вместе с тем, архив и сопутствующие ему проекты (а их наберется добрый десяток) – почти единственные известные сетевые работы Павла. В обычной жизни он работает системным администратором, автоматизируя весьма отдаленный от его хобби бизнес.
Мнения:
Тема:- Проект Северова - приятное место.
П. Ходаков: - Пособие для Аквариумистов, среди прочих попалось мне под мышку первым и с тех пор является любимым... Недостающие в работе над MUSIC RU данные об A беру в основном из него...
М. Морозов:- То, что делает Паша Северов, меня на многое вдохновило. Сама идея Аквариумологии мне близка, хотя я в последнее время склонен часто цитировать Козьму Пруткова - "никто не обнимет необъятного".
История:
П. Северов: - Впервые я услышал А. в 82 году. Это были Треугольник и Акустика, а осознал я себя собирателем в 86 году. Тогда я уже работал с компьютерами, у меня была такая большая машина БЭСМ-6, которая учитывала весь мой фонд из 15 кассет, могла распечатать какую-то ерунду. Первое, что я сделал, был архив в текстовом формате. Потом появился вариант в WinWord'e, потом я познакомился с Максимом Мошковым, а как известно – все, к чему прикасается Максим – рано или поздно становится Интернетом. Его отношение ко мне сильно повлияло на мое отношение к тем, кто сейчас начинает заниматься тем же самым: очень радостно, когда удается помочь хорошему начинанию До начала 96 года веб-сервер вообще ни коим образом не укладывался в моем сознании. В 95 году, осенью, я уехал в командировку в Новосибирск. Для меня это была своего рода фольклорная экспедиция: я знал, что в Новосибирске три-четыре раза выступал А., и искал записи. Прожил там почти месяц, ничего не нашел, и вдруг в финале возникает главный навигатор по А. в Интернет Андрей Сабельфельд. Я его не искал, он сам меня нашел в Новосибирске, от того, что главный аквариумист Германии Крис Ваксмут позвонил мне в Москву, узнал у моей жены, что я в Новосибирске, и написал об этом e-mail Сабельфельду. Я вернулся домой с кучей записей и острым сознанием своей отсталости в плане интернета.
О том, зачем вообще все это нужно:
С. -Чего тебе не хватает в жизни для создания сервера? Оцениваешь ли ты эту задачу просто как трудозатраты одного человека на пять рабочих дней в неделю?
П.С. - Сейчас, в связи с кризисом, у меня появилась такая сладкая, порочная мечта: вот выгонят меня с работы, будет время, я засяду и добью справочник. У меня просто не будет другого выхода. С другой стороны, если бы были какие-то дополнительные деньги – это могло стать хорошим оправданием для семьи. Мои близкие - не фанаты А, они жертвуют в некоторой степени собой, ради моих увлечений, но если они будут знать, что за это я получаю деньги, то, конечно, будут иначе относиться к тому, что я делаю.
С: - А каково - и насколько важно - отношение самой группы?
П.С. - Участие самих музыкантов в проекте безусловно способствует раскрутке сайта. Вот если бы господин Гребенщиков чаще отвечал на "письма слушателей", интенсивно писал какие-нибудь заметки… он вообще-то это делает иногда... может быть это больше способствовало раскрутке. С другой стороны, мне кажется, что это было бы вредно. На самом деле Борис уделяет этому ровно столько внимания, сколько должен уделять Потому что его основная задача - писать песни. А все остальное - постольку поскольку. Ты себе представляешь - Борис Гребенщиков, который старательно раскручивает свой сайт?
- Я считаю, что есть коммерческая и некоммерческая ценность сайта. Понятно, что на данный момент сшибать деньги в сети могут только профессионалы. Чаще сайт заводят для пафоса. Ты согласен с этим?
П.С. - Я думаю, что это в принципе возможно, только надо соблюдать баланс между коммерцией (попсой) и хорошей музыкой, зарабатывать деньги на чем-то и одновременно продвигать нормальные проекты
- А применительно к группам, которые уже зарекомендовали себя, как некоммерческие? Чем может им помочь сеть?
П.С. - Создатель сайта может нести просвещение в массы, сплачивать вокруг себя единомышленников. Но брать за это деньги... Все усилия сразу аннигилируются. У меня, вообще-то, нет цели создать что-то серьезное. Пока это приносит удовольствие тебе и друзьям, это хорошо. А деньги... Хотелось бы, конечно, чтобы это кого-то кормило, но мне кажется, в нашу эпоху это невозможно. Может быть, на деньги какого-нибудь Сороса, разве что: фонд пожелает пожертвовать несколько тыщ баксов на отражение российского рок-н-ролльного пласта. Я, да и другие, не обладаю сверхъестественными возможностями по вбивке данных и собиранию записей. Если я буду брать деньги с тех, кто приходит ко мне в гости, я потеряю источник пополнения материала. Добровольцы найдутся в другом месте. А я уже свыкся с ролью этакого гуру, мне это нравится. Когда к тебе с интересом и уважением относятся люди, это ценно. К тому же, много людей принимало участие в создании этих проектов. Одной из своих целей я считаю поддержание этого виртуального сообщества.
- Твое нежелание редактировать поступающие материалы - это сознательное нежелание задевать людей, которые дают материал, или просто от нехватки времени?
П.С. - И то, и другое. Можно было бы причесать все это, выпустить в глянцевой обложке с золотом, но это что-то неизбежно убьет.
О фонограммах в сети:
- Как давно лежат на твоем сервере записи А.?
П.С. - Я начал помещать их не так давно, скоро будет год. Это т. н. Песни из Коллекции. Просто я в какой-то момент понял, что могу начать знакомить людей с тем, что записал. Я считаю, что знакомство с А делает людей лучше. Естественное желание человека: если тебе что-то нравится - это так приятно - кого-нибудь заразить..
- Но ведь обычно для того, чтобы заразить, ставят какой-нибудь самый хитовый компакт, а не архивные записи...
П.С. - Это правильно. Но дело в том, что у меня есть такое свойство - люблю раскладывать все по полочкам. Записал один концерт, записал второй - песня повторяется - что делать, выкидывать? Потом я понял, что собирать надо все. Раньше не хватало кассет, я старался покупать по дешевке, потом стало не хватать времени. Я - программист, мне хочется формализовать действительность, разложить по полочкам и все учесть. Жизнь, конечно. сопротивляется, не хочет ложиться в Прокрустово ложе... Вечная борьба.
- Если бы тебе сказали: Паша, давай, ты будешь платить за право выставить RA-треки...
П.С. - Я бы отказался, хотя я себе плохо представляю такой вариант. Слава Богу, Гребенщиков достаточно мудр, чтобы не тормозить то, что приносит всем удовольствие и не отнимает ни у кого денег. Он правильный человек. Пока я выкладываю звуковые файлы, БГ ни разу не высказывал никаких претензий.
- Коммерциализация остановит энтузиастов?
П.С. - Коммерциализация породит взрыв пиратства. Найдется множество людей, которые скажут: а мне плевать, и если вы просите деньги за MP3, то Вася Пупкин из Урюпинска выложит это у себя совершенно бесплатно, и все будут качать у него. И им не будет никакого дела до финансового положения группы А и Гребенщикова. Люди найдут лазейку.
Об идеальном сервере:
- Какой джентльменский набор данных должен быть на сайте любой группы?
П.С. - Тексты, фотографии. Еще - записи, дискография, место для общения поклонников- чат, гостевая книга, news-сервер.
С. - Ты не находишь, что такой архив рассчитан не на человека, который впервые встречается с группой, а на человека, который уже немного продвинут?
П.С. - Правильно. На мой сайт приходят, остаются на нем и посещают снова люди, конкретно задвинутые на Аквариуме.
- Чего сейчас не хватает в сети про Аквариум?
П.С. - Мне кажется, что уже в нынешней ситуации совокупности существующих основных сайтов вполне достаточно. А чего-то большего я даже представить себе не могу.
О Посетителях:
П.С. - Я сужу, в основном, по Guest-book'ам. Есть люди по-настоящему талантливые: профессор физики Орлов из Америки, Артем Каждый из Ростова... там, в общем, примерно поровну россиян из России и зарубежья, с примесью иностранцев, врубившихся, вот как Крисушка Ваксмут из Берлина, американцев несколько... Многие из них изучали русский язык Но те, кто ходит поболтать и пишут в гостевые книги и те, кто присылают материалы - это две разные группы. И они почти не пересекаются.
Официальный Сервер
wwwaquarium.ru
“Наверно, когда я вернусь домой, Это будет музей” - БГ никогда не подозревал, что он говорит это об Aquarium Official Home Page.
Сайт А. был создан зимой 96 года. Это был первый сайт группы в русском Интернете, поскольку все, что существовало до этого, было самодеятельностью и никакого отношения к самим музыкантам чаще всего не имело. За дело создания сайта взялся самый популярный человек сети - Тема Лебедев, автор сети REKLAMA RU, знаменитого НЖМД, а также множества других интереснейших сетевых проектов. Этот факт определил качество работы. Сайт может служить учебным пособием для любителей. В силу огромной занятости Темы регулярные обновления на нем сначала заглохли, а теперь ко всеобщему удовольствию производятся Михаилом Морозовым, хозяином Планеты Аквариум. Однако патронаж Темы чувствуется в стиле организации и подачи информации на официальном сайте.
Мнения:
М.М.:- Тему Лебедева я очень уважаю, он прекрасный дизайнер, но Аквариум не является одним из его основных проектов, и в контексте данного интервью сказать больше, чем он "прекрасный дизайнер" я не могу.
П.С. - Темин сайт сделан красиво, канонически-культово. Если человек начинает увлекаться группой, лучшего подарка, чем попасть на сайт типа Теминого, для него нет. Я считаю, что это очень хорошо для начального ознакомления… Я много раз слышал эту фразу, потом понял, что она означает: А КРУГОМ ВЫСОКИЙ ЛЕС, ТЕМИН И ЗАМШЕЛ... Заранее извиняюсь перед Темой. Он сделал так, чтобы можно было оставить, ничего не доделывать, и он бы так сто веков простоял. Так и происходит.
П.Х.: - В создании этого сайта есть невидимая (зато очень хорошо слышимая) лепта моей команды - официальный сервер А использует Real Audio-треки, находящиеся на MUSIC RU, а если углубляться в историю - то на протяжении первого года существования wwwaquarium.ru и wwwmusic.ru находились на одном компьютере.
История:
Тема: Мой приятель Дема Кудрявцев, который был знаком с БГ еще до своих доэмиграционных времен, приехав в Россию заниматься делом становления Интернета, поехал в Питер, где встретился с БГ и получил одобрение на то, чтобы сайт открылся. Были выданы всевозможные материалы, все нужное для того, чтобы сайт начал свое существование, на фирме Ринет был зарегистрирован домен, который до сих пор неизменно там и находится. Собственно, дизайн с тех пор тоже практически не менялся, так как главная страница, как она была нарисована в 1996 году, так она с тех пор в своем первозданном виде там и лежит.
-Зачем этот сайт был нужен, и оправдал ли он свое существование?
Тема: Сайт Аквариума был вообще самым правильным из всех, какие на тот момент можно было сделать: мало того, что БГ - это человек, который 25 лет, не сходя, стоит на сцене, его все знают, любят и помнят, - и новые поколения к нему относятся с большой симпатией. Поэтому сайт А. стал культовым местом Сети практически с самого начала. Тем более, что людям давалась возможность написать письмо самому БГ, хотя мы поначалу не верили, что почта уходит именно к нему.
С точки зрения рекламиста:
БГ получает много разных писем, предложений и т.п. Я никогда не спрашивал, насколько полезна была ему эта почта, но народ писал ему в больших количествах. На сайте появилась вся дискография, все участники группы, все фотографии... С точки зрения промоушена и продюсерских фирм такой подход к использованию Сети максимально интересный и выгодный. Невозможно сделать презентацию группы, не выдавая на пресс-конференциях компактов с фотографиями и справочными талмудами бесплатно. Интернет не требует тиража, и затраты на такой промоушн минимальный.
- Но если сайт с точки зрения промоута настолько выгоден, то почему директора групп часто считают, что отдачи от Сети нет?
Тема: - Я думаю, что так считают те, кто проводит в Интернете мало времени, если вообще проводит. Относительно Стаса Гагаринова - его адреса на сайте нет, поэтому, если кто-то что-то пишет, то он пишет БГ, а БГ по рассеянности может коммерческие письма и в корзинку отправлять. Я не знаю, как у них это происходит. Но если бы он заинтересовался этим сайтом с точки зрения промоушена, то он бы повесил объявление для тех, кто хочет связаться по поводу концертной деятельности, потому что когда я еще сам этим сайтом занимался и получал почту по техническим вопросам, я получал много писем из разных городов с предложениями организовать гастроли, то, се... этими предложениями можно было воспользоваться. А если заявить о таком желании на сайте, то таких предложений было бы раз в 10 больше, и, вполне возможно, среди них были бы те, которые реально можно было бы использовать, нормальные денежные предложения. В случае с А. этим никто даже не пытался воспользоваться, никто даже не пытался рассмотреть сайт как средство зарабатывания денег.
Стиль:
Тема: - У меня есть свои представления о том, как должен выглядеть стиль Аквариума. Все обложки их компактов мне всегда казались не очень правильными, потому что впечатление от музыки у меня было совершенно другое. Вот его я и излил на страницах сайта, и в таком же стиле делал юбилейный альбом, который я делал к 25-летию группы.
- Он такой основательный, монументальный...
Тема: - Мне кажется, что нужно делать серьезнее, без дури, глупостей и мальчишества, как это обычно бывает. В этом стиле - эхо всех мыслей, всего богатства переживаний, которое у меня возникает, когда я слушаю А.
- Я заметила, что есть любопытная тенденция в создании музыкальных сайтов русских групп: они все страшно любят лепить сайты на черном фоне, похоронно-разухабисто-непонятные.
Тема: - Если исходить из технологических особенностей дизайна в Интернете, то черный и белый - это цвета, с которыми проще всего работать в сети, остальные чреваты геморроем.
- Но почему черный, а не белый?
Тема: - Я черный цвет люблю. Потом, существует некое грубое разделение: сайты для банковских структур, книг, должны быть на белом фоне, а сайты, связанные с шоу, искусством, презентациями и т.п., на черном. Аквариум был одной из первых моих работ, и тогда мне было проще решить его так, сейчас я, наверно, хитрее выходил бы из ситуации.
О записях в сети:
Тема: - Дело в том, что те люди, которые с Интернетом не знакомы и боятся давать записи на сайты, считая, что все украдут и издадут, просто не знают специфики.
- Ну. на Западе же тоже не все выставляют...
Тема: - В Америке - свои маразмы, связанные с авторскими правами. Музыкант, может, был бы счастлив выложить это все на сервер, но ему его агент запретит. Здесь немножко другие условия: когда появился сайт А., Rolling Stones еще и не знали, что такое Интернет. Все рано или поздно появится и там. Можно узнать и полюбить группу, прослушав диск в сети, но качество записи будет довольно низкое. А с пиратами надо бороться отдельными средствами. Директора групп должны проявлять больше внимания к конъюнктуре. Если менеджер видит, что появляется тенденция издавать весь архив на одном сидюке, он должен сам отогнать пиратов и издать такой диск. Ведь был же легализован бизнес видеокассет... С пиратами эти фирмы договариваются отлично. Но это не проблема официального сайта.
О политике Аквариума в сети
-Стоит ли А проводить в сети более агрессивную политику, нежели она есть сейчас?
Тема: - Стоит. В первую очередь, я бы наладил некий канал обратной связи с посетителями сайта, и, возможно, в качестве первого шага я бы сделал чат с БГ. Объявил бы о времени проведения, дал бы рекламу: 'В субботу, в 7 вечера, БГ отвечает на все ваши вопросы'.
Планета Аквариум
wwwplanetaquarium.com
Михаил Морозов - житель Сан-Диего. Эмигрант. Ирина Васильева - его соавтор, живет в Москве. Классическая иллюстрация постулата, что Интернет разрушает границы. Сайт оставляет ощущение небывалой теплоты.
Мнения:
П.С. - Планета Аквариум, по сравнению с aquarium.ru- обитаемый остров Биение жизни ощущается гораздо сильнее. Там больше, чем на А, текстов, аккордов, материалов. Они и меня приютили. Часть моих проектов существует и там. На Планете есть зеркало Справочника, Песен из Коллекции, Первых Слов. Фактически мы выступаем единым фронтом.
Тема: Планета Аквариум начиналась, как и любой другой сайт фаната А, которых штук, наверно, 40. Часть из них появилась и даже успела закрыться до появления официального сервера: людям надоело. Поэтому я думаю, что когда Миша открывал сайт, он не думал, что он перерастет в то, чем сейчас является Планета. Он просто подошел серьезно к этому делу и пошел дальше, чем все остальные фанаты. В какой-то момент он списался с БГ, и, поскольку у меня не было к тому времени возможности оперативно заниматься официальным сайтом, часть новостей стала появляться на Планете Аквариум; а потом я договорился и с БГ, и с Мишей, что Миша будет заниматься сайтом aquarium.ru, а я буду осуществлять дизайн-поддержку.
- У тебя не было идеи объединить ваши сайты?
Тема: - Была, но у Миши есть какие-то свои отдельные интересы; собственно, это давно можно было сделать: весь aquarium.ru в его распоряжении. Мне непонятно, зачем ему Планета. Я ему эту мысль высказывал, и БГ, вроде как, не против, Миша на эту тему думает, и я думаю, что это только вопрос времени - объединить все, что есть в сети про А, в один ресурс.
П.Х.: - Везет тем группам, которые имеют таких поклонников, как Морозов. Реально объем работы, который проделывает Миша, должен оплачиваться - хотя бы ради справедливости и потому, что за некоторые вещи (например, домен) Михаил платит из своего кармана...
История:
М. Морозов:- Первая кассета, которую я услышал, была "Акустика". Под влиянием этого альбома я научился играть на гитаре. Это были Боги. Как Beatles. Помню, как распечатывал на матричном принтере первые версии "Справочника Павла Северова" и читал на уроках. С Пашей я познакомился только через 7 лет после этого, уже после того, как Планета появилась. А появилась она 15 Июля 1997 года. Это было до того, как "прошли те времена, когда каждый уважающий себя веб-мастер делал свой сайт про Аквариум", как ехидно заметил Житинский. Планета была моим первым сайтом, хотя я и не вправе говорить "моим". Моего там не много. После встречи и разговора с БГ в Сан-Франциско весной 1997 года я сильно заразился идеей Аквариума в Интернете, но тогда еще просто предлагал помочь на официальном сервере. Потом я встретил нескольких близких по духу людей, в первую очередь Ирку Васильеву, и получил нужную поддержку и мотивацию для создания Планеты. Планета создавалась не как конкурирующий сайт, а как дополнение. Сначала Планета была создана в поддержку открытого на DALnet IRC канала #aquarium.ru. Потом на канале и на Планете начали собираться люди и обмениваться впечатлениями о концертах, собственным творчеством, начали присылать редкие материалы, фотографии. Так постепенно Планета начала заполнять те ниши, которые официальный сервер заполнить не мог. Одно время мы получали информацию от Бориса и выполняли и чисто информационную функцию - публиковали новости, расписания концертов. А потом уже пришла идея поручить нам и поддержку официального сайта.
- Как ты считаешь, насколько полно сейчас представлен А. в сети, и если чего-то не хватает, то чего именно?
М.М.- Не хватает полноценного английского сайта. Английские секции на официальном сервере и на Планете не устраивают ни нас, ни Бориса, ни англоязычных посетителей. Работаем над этим сейчас. В остальном, охват довольно большой. Больше, чем у всех известных мне групп.
Зачем все это нужно:
М. М.- Конечно, большой коммерческой отдачи быть не может, мы не занимаемся коммерческой рекламой. Но концерты исправно анонсируем. Когда нас не забывают о них оповестить вовремя. Отыграл Борис концерт - на следующий день на Планете уже есть мнения. Вообще, никто нас не нанимал на работу. Все что мы делаем, мы делаем потому, что не можем или не хотим стоять в стороне от того, что нам интересно. Я благодарен Аквариуму за то, что он дает мне эту заинтересованность. И я благодарен всем, кто разделяет мои интересы. Планета - это сайт для общения, мы публикуем там то, что может быть интересно людям - и это может быть как реклама концертов, так и глубокомысленный анализ одной-единственной песни. Для меня лично отдача от этих сайтов - это люди, с которыми удалось познакомиться и подружиться. Письма от людей, которым удалось найти "родственную душу" в каком-нибудь глухом городке в США или в многомиллионной Москве. Знать, что ты был полезен людям, помог встретить друг друга - вот лучшая награда. Забавно думать, что Планета, как и А., тоже начиналась как такой "объединяющий символ". Она вполне могла быть не веб-сайтом, а скамейкой в парке, на которой собирались бы те же люди. Просто Интернет дает больше возможностей.
Почему Аквариум?
М. М.- Именно потому, что Аквариум не подчиняется законам жанра и может быть сколь угодно разнообразным по сравнению с "шаблонными" группами, у которых на сайте можно увидеть одни и те же вещи. И опять же потому, что Аквариум - это лишь символ, под которым происходят разные события, как по ту, так и по эту сторону стекла. Есть разница, когда чем-то занимается 1-2 человека или когда сотни людей вносят свою лепту. Я рад, что могу внести свою.
MUSIC.RU (ныне ZVUKI.RU)
wwwzvuki ru
На MUSIC RU находится примерно половина музыкального архива А. Связано это с тем, что долгое время не удавалось урегулировать авторские отношения с фирмой Триарий, которой принадлежали права на диски А., и самим БГ. Недавно в архиве сервера легально появился первый альбом в формате MP3 - альбом БГ 'Молитва и Пост' предоставленный самим Гребенщиковым и размещенный на MUSIC.RU по просьбе Миши Морозова.
Мнения:
П. Ходаков: -Подход к Web-серверу, как впрочем и к любому делу, может быть одного из двух типов: Халявный и Профессиональный. В первом случае, сайт делается если и не на скорую руку, то между делом, с ошибками, без знания тонкостей этого ремесла. Крайне уместна аналогия: есть масса самоучителей игры на гитаре, есть учебники по тому как сделать 'страничку в Интернет'. Можно прочитать самоучитель, можно что-то сделать с помощью программы-редактора web-страниц. 'Звучать' страница сделанная таким образом будет так же, как 'выглядеть' гитарист, взявший гитару в руки две недели назад.
Но даже если предположить, что Web-master - профессионал, есть вещи, от него не зависящие. Каких бы семи пядей во лбу он ни был, никакой провайдер размещать ему активно слушаемые RealAudio-треки бесплатно не даст, а сделать так, чтобы эти треки слушали, без рекламной поддержки (выбросов достаточно большого количества баннеров в сеть), которая в свою очередь тоже денег стоит, он не сможет. За приличный (то есть короткий, который можно помещать на обложку диска) адрес тоже нужно платить.
М. М.:- Проблема только с копирайтом. Паша Ходаков не может выложить большинство альбомов Аквариума. Но сами песни уже есть оцифрованные. Новые альбомы и концерты я стараюсь оцифровывать и выкладывать на Планету по просьбе Бориса.
Тема: - Я бы выкладывал все записи, потому что если в Америке на каждом углу есть магазин, в котором можно прослушать тот или иной альбом в наушниках, то у нас таких магазинов - от силы один в Москве. Я уж не говорю об остальных городах. Потом, даже если в сети есть весь архив группы, то это никак не мешает, а лишь помогает торговле.
П.С. - Я плохо знаком с звукозаписывающей тусовкой. Не знаю, каковы промышленные требования. Но мне кажется, вряд ли можно использовать записи с Веба для создания пиратских копий.
Б. Гребенщиков
- Почему, по Вашему мнению, Аквариум настолько "интернетен"?
Б.Г.:-Аквариум - как философская сущность - изначально был настроен на свободное информационное пространство - даже когда его не существовало. Появление Интернета - "ответ на наши молитвы", это - то, как мир должен был быть устроен изначально.
- Как Вы относитесь к трем основным сайтам Аквариума - официальному, Планете Аквариум, Архиву Паши Северова?
Б.Г.:-- Ко всем трем отношусь не без большой симпатии, хотя менял бы все значительно чаще - особенно официальный!
-. Как бы Вы охарактеризовали ситуацию с аудио-файлами Аквариума в сети, и как, по Вашему мнению, она могла бы разрешиться?
Б.Г.:-- Сейчас ситуация не блестящая. Хотелось бы - в идеале -иметь в нете все наши песни, которые человек мог бы вызвать по меню и слушать на здоровье.
- Насколько полно, на Ваш взгляд, сейчас представлен Аквариум в сети, и если чего-то не хватает, то чего именно?
Б.Г.:-- Полного аудиоархива, большего количества современных фото, всяких карнавальных штучек. Хочется значительно большей яркости.
- Часто ли Вы общаетесь с посетителями сайтов? Какие письма посетителей Вам кажутся достойными того, чтобы на них отвечать?
Б.Г.:-- Все определяет тон и содержание письма. По возможности отвечаю на все заинтересовавшие меня письма.
- Отличаются ли Ваши сетевые поклонники от "живых"?
Б.Г.:- Все мы люди.
-На Music Ru помещен Ваш виртуальный альбом. Как Вы думаете, может быть, было бы целесообразно вообще перейти к продаже фонограмм по сети, не заморачиваясь на проблемах производства?
Б.Г.:- Мне это кажется идеальным подходом. Как это сделать?
- Для чего Вы чаще всего пользуетесь Сетью?
Б.Г.:- Получить и передать информацию - поэтому дольше получаса находиться там не могу.
Соня: Вообще-то осознание того, что тебе какая-то вещь нужна, приходит тогда, когда этой вещи уже нет, и тебе ее не хватает. Очевидно, что если сейчас весь Интернет прикрывается медным тазиком, БГ перестает всего лишь получать свои письма в гостевую книгу. Поклонники на сцене у него все еще есть. Он не почувствует, что что-то изменилось, т. к. по прежнему к нему на концертах бегают девочки с цветами, он по-прежнему получает письма, по десятку на дню, все с ним в порядке. Другое дело, что Сеть дает группе то, что не могут дать никакие девочки и никакие письма поклонников: данные, которые попадают в сеть, рискуют стать совокупным базовым знанием и по БГ, и по А, и по тому, что происходит вокруг А. Я бы не стала произносить здесь громкое слово "История", но, согласитесь, это очень близкое определение.
Соня Соколова