Москва. "Меридиан"
Раздел: Репортажи с концертов
Дата: 27 September 1998
Автор: Воронежская Ирина
Все будет хорошо. Это будет хороший концерт,
настоящий. Вчера было "прослушивание",
как Боря выразился, а вот сегодня...
Марк Брикман, перед концертом
Это был настоящий концерт. Это был необычный концерт. "Скучновато" (как мы вежливо выражались порой в своих рассказах о концертах) не было ни минуты. Об этом концерте хочется написать. Это было интересно.
Под "Прибежище", которое теперь традиционно заменяет традиционные безымянные "индийские" песнопения перед концертами, мы вошли в зал, устроились в оркестровой яме и принялись изучать сцену. Картина была немного неожиданная. О том, что Александр Ляпин не будет играть на этом концерте стало известно за пару дней. Я не очень удивилась и просто пыталась представить себе, как получится у того, кто будет играть на гитаре, заменить Ляпина. Представить "Аквариум" без гитары мне просто не пришло в голову. Однако на "ляпинском" месте слева от БГ стоял синтезатор. Стойки гитары не было. И справа от БГ стоял синтезатор. "Ага, значит Суротдинов и Дед Василий... Какие-то концерты в конце лета БГ играл с Дедом...". Позади к "подиуму" ударных прислонена бас-гитара. "Ага, значит хоть Кудрявцев будет... но как же без гитары? "Дорогу 21" как играть??". Недостаток этот с лихвой возмещался ТРЕМЯ стойками ударных - какие-то маленькие барабанчики типа "конгов", связки трубок, тарелки, колокольчики, "конги" побольше, барабаны маленькие, барабаны большие и "конги" большие. Пожимаю плечами: "Шар себе ноги сломает - между всем этим бегать...". Артур, Ходорыч и я заканчиваем удивляться и обсуждаем впечатления от предыдущих концертов.
Наконец, через 40 минут после объявленного времени (но всего через 10 после того, как публика собралась), появилась группа. Часть публики радостно кричит, а часть изумленно затихает, пытаясь найти знакомые лица на сцене. Новый "Аквариум" состоит из неизвестного клавишника, неизвестного басиста, ТРЕХ неизвестных (простите, двух неизвестных и Олега Шара) ударников, Деда Василия (клавиши, саксофон и флейта) и самого БГ. Ну, хорошо хоть, что БГ не сделал ничего с своей внешностью, а то я бы его не узнала - можно было ожидать, что БГ там вообще не будет .
Программа, как и ожидалось, состояла из старых песен.
- " Плоскость " звучала жестковато и мрачновато. Это одна из моих любимых песен, но в этот раз показалась совершенно иной - какой-то очень уж серьезной что ли...
- следующая песня начиналась рок-н-ролльным вступлением, во время которого БГ дирижировал своей группой и показывал публике, на каких тактах надо хлопать. Все хлопали и приплясывали - забойная такая музычка... А потом песня стала "Трамваем". То есть слова были от "Трамвая" - я угадала это по нескольким обрывкам. Думаю, что прыгавшая и в указанных местах хлопавшая молодежь восприняла песню как "еще один забойный рок-н-ролл". Нет, звучало хорошо... Но песня-то не про это... Артур заметил, что от нее повеяло трип-хопом. Трип-хоп ему нравится Да, пожалуй... Мне тоже нравится. Но песня-то не про это все же.
- а вот для "Я - змея" это жесткое звучание подходило как нельзя лучше. Движения Гребенщикова завораживают, он как-то сливается с музыкой, а музыка с ним. Замечаю, что новых музыкантов тоже "завораживает" - они смотрят на него, прямо-таки впиваясь глазами в его пальцы на струнах, шаги от и к микрофону и кивки головой. Волнуются... всем им явно меньше тридцати.
- "Очарованный тобой", а затем "Королевское утро" лишают меня способности анализировать и следить за возможными огрехами. Когда Гребенщиков поет "Им не нужно других книг, шелк рук и язык глаз...", я понимаю, что тяну шею так, будто хочу взлететь вместе с ним. Он-то уже летит.
- снова рок-н-ролльное вступление - что это? "Дарья" вроде? Олег Шар перемещается за большие конги и стучит по ним именно так, "Дарья" - это почти его "сольный номер" . Опять ошибка - это "Джунгли" - в "концертном" варианте (примерно так эта песня звучала на каком-то концерте в конце 80-х(?), насколько я помню по "Первым словам"). Представляю себе ляпинское соло в этой песне...
Солирует, тем временем, Олег Шар. Один из его соседей по ударным весь концерт, не сходя с места и не вставая даже, стучит по маленькому барабанчику типа "конго" и изредка задевает висящие перед ним трубки, извлекая едва заметный звон. Второй - загадочная личность. Высокий молодой человек в черных очках бесстрастно трясет "погремушкой" размером со страусиное яйцо, то стоя за большими барабанами, то отходя за маленькие, когда Олег Шар переходит на большие... Его не слышно совсем...
- "забойную" тему продолжает "Мочалкин Блюз". Мне всегда очень нравится смотреть на БГ, когда начинается вступление, и никто еще не понимает, что это за песня (а теперь это вообще невозможно стало понимать ), но все как бы понимающе хлопают. А в его улыбке читается: "Да погодите, посмотрю, как вы ахнете, когда я петь начну - вы же совсем не этому хлопаете." И вот он бросает гитару, разводит руки и поет... Ах... Передавать на словах движения БГ, когда он поет: "А ну-ка мать..." я не берусь - это просто неприлично . Скажем так - притягивает, да . It works, как говорится .
- и еще до кучи "Старик Козлодоев". Не могу понять почему, но совсем юные мальчики и девочки рядом с нами обнимаются и эдакими "цепями" раскачиваются в такт и подпевают во все горло. Ну, прямо будто это гимн какой-то... Вообще не понимаю, между прочим, откуда они эти песни знают. И не только эти - откуда вообще знают (и любят!!!) "Аквариум" 15-17-летние школьники, которых вокруг нас большинство.
- БГ выглядит совершенно довольным - дружелюбно улыбается пьяным выкрикам из зала, не реагирует даже на брошенную кем-то на сцену пивную банку, целует всех девушек, принесших ему цветы (после каждой песни, разумеется - это же Москва, а не Сиэтл ), повторяет "Мы вас любим, и давно" и комментирует предстоящие песни. Разумеется, указывается, что исполняемые песни либо "не потеряли" актуальности, либо получили ее вновь _теперь_.
- Под этим соусом подается такая "серия" - "Рыба" (которая быстрее всех), "Сторож Сергеев", "Иванов" и "Электрический Пес". Излишняя щенячья радость публики начинает раздражать . И песни мне почему-то не кажутся такими уж уместными - к тому же, именно эти песни требовали от Гребенщикова пьяные голоса на всех концертах последние лет десять... Пытаюсь понять - в чем же уместность этих песен. Ну, например так - вокруг все плохо, мы опять "между кухней и уборной", а мы такие вот, как и прежде - все равно будем жить _своей_ жизнью и надо всем стебаться. Меня не вдохновляет. Борис тогда жил и помнит, видимо, что так жить _можно_, но мне в это поверить трудно. А вот интересно, что же думают эти дети рядом? Судя по тому, как они оживляются и перекрикивают БГ, когда он с очень спокойным и серьезным лицом проговаривает "И во всем, что движется, видят соперниц,/ Хотя уверяют, что видят блядей." - ни о чем не думают. А фраза "Он не занят вопросом, каким и зачем ему быть." не вызывает у них подобного энтузиазма...
- БГ давно уже сидит на табуреточке - в этих песнях не требуется дирижировать, это почти акустика - слышны только гитара и губная гармошка. Какой-то не в меру резвый парень рядом с нами подыгрывает БГ на своей гармошке . Ужасно громко и, конечно, совершенно фальшиво, но БГ, заметив это, только улыбается. "Моей Звезде" - последняя песня в этой серии.
- "Нельзя жить только старым, а то так можно и в прошлом оказаться", - говорит Борис и, встав, начинает играть что-то очень жесткое, незнакомое и непредсказуемое - "Скорбец". Последние полгода эта песня была рок-н-роллом... А теперь... Музыки (мелодии?) почти не осталось. Это не то "металлическое" звучание, за которое БГ обвиняли последнее время (жесткая "Аделаида" и проч.). И не полюбившийся вдруг трип-хоп. Напоминает какой-нибудь первый такт из Massive Attack - тяжелый, давящий на уши - только растянутый минуты на 4-5. Звучит негативно? Но на самом деле песня от этого выиграла. Ее текст не подразумевает, имхо (кстати - тут все "имхо" даже список песен - 2-3 я явно пропустила), прихлопывание-притопывания и рок-н-ролльного веселья (как и "Трамвай"). И песня, наконец, обретает постепенно свой образ.
- почти так же "серьезно" сыграна довольно новая песня "Девушки Танцуют Одни". Тут изменилась даже мелодия. И тоже - песня обрела смысл. Раньше в ней были (имхо, все имхо) удачные выражения, положенные на привычный ритм. А теперь...Раньше я говорила, что нарисованная в песне картина слишком мрачна, а теперь мне так не кажется - теперь она как-то больше соответствует моему настроению, видимо. Впрочем, этой песне, похоже, еще далеко до окончательного варианта - новые слова появляются в ней каждый раз. Вот, например: "Но меняется trend, и девушки танцуют одни". Ну, до записи нового альбома время есть . Борис Борисович этим летом объявил, что записывать оный будет не раньше февраля 99-го года, ибо до тех пор вообще не следует начинать ничего нового - по астрологическим соображениям. (Для тех, кто в такие вещи верит, уточняю - речь идет не только о нем, а обо всех вообще. Сказано серьезно, можно учитывать при планировании жизни на этот период времени.)
- " Небо Становится Ближе" наводит на мысль, что концерт кончается - становится "много музыки", появляется какой-то "размах"... Гитарные соло Ляпина заменяют соло на саксофоне в исполнении Деда Василия. А до этого его флейта заменяла виолончель в соответствующих песнях. Но на всяких побрякушках-погремушках он не играет - иначе было бы ну никак не объяснить наличие аж трех ударников .
- "обязательная программа" заканчивается песней "С утра шел снег", но в произвольном варианте . БГ пропел первую часть, а вместо "Ты помнишь, я знал себя..." вдруг начал "Если бы я знал, что такое электричество...". Звучало _очень_ странно, поскольку мелодия не изменилась Так "под" "С утра шел снег" БГ пропел все слова "2-12-85-06", которые помнил. С разными "типами" людей было не очень хорошо и у него, и у публики в зале, но "люди типа жив и люди типа помер" все помнили и очень обрадовано и громко пропели это, когда дошла очередь . А потом уже и "С утра шел снег" допели. Борис Борисыч развлекается .
- традиционное "Спасибо" было дополнено взмахом руки назад: "Аквариум. Новый. Опять." Я приготовилась запомнить имена загадочных "членов нового Аквариума", но и они, и сам БГ уже покинули сцену. Узнаем ли мы их когда-нибудь? По слухам, музыканты это московские... Борис в начале концерта заметил, что мы присутствуем при всего лишь втором концерте этой группы. Может быть, их по объявлению набрали?
- после очень недолгой паузы музыканты вернулись на сцену - да не одни, а с Сергеем Рыженко и его скрипкой. На сей раз рок-н-ролльное вступление в стиле "Дарьи" разрешается .... "Пеплом"! Но на мотив "Дарьи". После первого куплета БГ уточнил: "Пепел-98". Воспринимать песню в таком виде было _очень_ странно, однако, удалось уловить, что и эта песня получила много новых интересных слов (и кажется новый смысл). В том числе "Ом Мани Падме Хум"... Представляете себе БГ, поющего на сцене мантру на мотив "Дарьи-Дарьи" под аккомпанемент всей этой разношерстной компании?
- исполнение песни "Десять Стрел" завершило концерт, поставив все на свои места.
Это надо было видеть. Вот мой вывод. Это не было идеально, это местами было неуместно, местами слабо, местами гениально, местами сносило крышу... Я не приветствую искажения (но приветствую _изменения_) в старых песнях, мне не нравятся безликие новые музыканты (по крайней мере, я не вижу, чем они лучше прежних), но мне очень нравится, что Борис Гребенщиков любит и умеет ИГРАТЬ - во всех смыслах этого слова.
Этот концерт должен был стать эдаким вечером ностальгии - все старенькое, любимое, короче - "и Боря - такой молодой, и юный Сентябрь впереди" . Таким, судя по рассказам, был его сольный концерт в Нью-Йорке 14 Августа. А вот этот концерт таким не стал - удивление, возмущение, непонимание и восхищение, радость, сюрпризы - все, что угодно, кроме размазывания сладкой манной каши по белому столу.
Спасибо, Борис. С особенным любопытством ждем нового альбома.