Рок 80-х.
Р
аспад «Секс Пистолз» а вслед за ними и упадок панк-рока обозначили
длившийся больше двадцати лет конец эры Классического рок-н-ролла. Далее
начиналась новая эра.
В разных концах Великобритании несколько молодых людей
организовывали свои группы. В северном Ньюкасле Гордон Самнер, отыскав,
наконец, единомышленников, объединился с ними в группу «Полис». У
небогатого Гордона был всего один свитер в черно-желтую полоску, из-за
него-то он и получил кличку «Жало» - Стинг. В Дублине приступили к
репитициям «Ю-2». Ник Родс и Джон Тейлор организовали «Дюран Дюран». В
Лондоне одновременно начинали две группы - «Кьюэ» и «Депеш Мод».
Все они были тогда молоды, жадны до работы, и все они были будущими
- будущими звездами, героями будущих скандалов, авторами будущих
пластинок. К 1978 году юные англичане устало опустили разноцветные
головы, и вот тут-то на свет божий вышли все те, кто, сосуществуя с панк-
роком, панками не являлись.
Музыку, пришедшую на смену, назвали пост-панком, хотя правильнее
было бы пост-роком. Выросшая где-то внутри рока, она произошла не от
негритянских ритм-энд-блюзов, а скорее от белой классики. Ослепленная
роком аудитория не заметила подмены, и в 80-е пост-панк под псевдонимом
«новая волна» триумфально прошагал по Европе. И почему-то только в
Европе прижился.
Одним из первых вполне пост-панковских коллективов стала группа
«Паблик имидж лимитед». Группа была составлена из осколков двух
величайших групп предыдущего поколения - «Секс пистолз» и «Клэш». Голос
Лайдона, который в пистолзовский» период вызывал ассоциации с
расхулиганившемся паровозным гудком, неожиданно оказался довольно
приятным и коктейль, замешанный «П.И.Л.» понравился. Шумной славы
«П.И.Л.» не снискала, но именно эта группа стала толчком, который
заставил развиваться музыку всего последующего поколения.
В середине восьмидесятых в фазу расцвета вступили «Кьюэ». Переболев
шлягерами, они теперь отдавали предпочтение инструментальным пьесам с
минимумом текста и детально проработанной аранжировкой.
Возможности чисто электронного творчества, которое для себя избрали
соперники и соратники «Кьюэ», «Депеш Мод», привлекали к себе музыкантов
еще 60-х. После панков, ненавидевших синтезатор, заново его открыли
«Хьюмэн лиг», благодаря чему уже к 80-му году они сделались очень
популярной группой. Но вся сложность состояла в написании запоминающихся
мелодий. И «Депеш Мод» это удалось». Журнал «Рекорд миррор» в 1984 году
назвал группу «супергруппой международного состава». В этот период
группа, кроме музыкальной, развила и необычайную политическую активность
и даже примкнула к возглавляемому Биллом Брэггом течению «Красный клин».
Тогда же была доведена до совершенства организация концертов.
Потрясенная декорациями и световыми эффектами критика, единодушно
признала, что из всех электронных групп у «Депеш Мод» самое мощное
концертное шоу.
Дублинские группы, заявившие о себе в середине 80-х, на рок-н-
ролльную гитарную основу наложили отпечаток ирландских народных баллад.
Успех так впечатлил, что уже стали говорить о ирландском вторжении.
Первыми и громче всех заявили о себе «Ю-2». Начинали они с исполнения
простеньких рок-н-ролльчиков, постепенно совершенствуя технику игры, они
записали три альбома и стали довольно известными на родине. В 1982 году
они встречаются с продюсером Брайном Иноу.Пройдя его школу, «Ю-2»
выпустила в 1984 году свой знаменитый альбом «Незабываемый огонь»,
который тоько в Штатах разошелся тиражом в 9 миллионов.Для группы,
практически неизвестной, это был триумф. Следующий диск вышел только в
марте 1987 года и уже в апреле стал золотым и занял первую строчку во
всех хит-парадах, а все 10 его композиций возглавляли 10 таблиц
популярности журнала «Мелоди мэйкер» - случай неслыханный со времен
«Битлз».
Пост-панк достиг своей вершины, потрясенная Америка наградила «Ю-2»
титулом лучшей группы 80-х. Это была победа, но она что-то надломила в
пост-панке, и он стал на глазах разваливаться.
Но к счастью на поп-роке весь рок не основывается, еще со времен
хард-рока рок раздваивается на два направления: собственно рок и тяжелый
рок, впоследствии породивший некую своеобразную металическую культуру.
Так вот, в тяжелой музыке дела складывались как нельзя лучше и она
завоевывала все новые рубежы. Но к сожалению с момента появления хэви-
метал она стала так называемым «андеграундом», т.е. подпольной музыкой,
предназначенной не для всех.
Начало 80-х прошло под победное шествие хэви-метала, но он
становился все менее тяжелым и более коммерческим, что конечно
большинству молодежи, желавшей все также буйствовать, не нравилось. И
вот в начале 80-х начинает зарождаться новая музыка - трэш метал. Трэш
вобрал в себя панк-рок и хэви метал, вобравши в себя жесткость, скорость
первого и мелодичность второго. Трэш стал самым тяжелым направлением
музыки, в основном это было достигнуто за счет доведения скорости игры
до физического предела, максимальным искажением звука гитары ( благодаря
все тому же эффекту Distortion) и максимальным убыстрением ритм-секции,
которая стала походить на кононаду, за счет введения второй басовой
бочки. Но трэш не состоял только из одной скорости, он был замечателен
тем, что вместе со скоростью существовала мелодия, а частые резкие смены
ритма сделали его неподражаемым. Трэш возник в Америки, и восновном как
альтернатива начинающему становиться помпезным хэви-металу. Родителями
трэша принято считать такие группы, как «Metallica», «Slayer», «Celtic
Frost». В своем младенчестве трэш в основном воспевал агрессивность и
воинственность, но очень скоро его уровень резко возрос и одновременно с
усложнением музыки, трэш группы запели о насущных проблемых - о ядерной
угрозе, политической нестабильности, протест наркотикам, абортам,
самоубийствам, исторических ошибках человечества и вообще что же есть
такое человек.
Как я уже отмечал одним из первопроходцев этого стиля по праву
считается "Metallica".Ее феномен заключается в том, что без
"сорокапяток" и эффектных видеосюжетов, выходя на сцену без грима, без
трансляции композиций по радио и телевидению, под аккомпанемент
насмешек солидной музыкальной прессы, группа не только встала во
главе нового тяжелого андерграунда, но и приобрела репутацию
супергруппы вне его. "Metallica" играет "рафинированный металл",
свободный даже от "наследственных примесей" - ритмическое богатство
композиций, предельная лаконичность музыкальных тем, скрытая динамика
аранжировок мгновенно выделяют группу среди множества подобных,
взявших за основу внешние признаки "металликовского" "металла". В
своих работах музыканты настолько честны и искренны, что создается
впечатление, будто 70-х - с их компромиссами, усталостью, лицемерием,
прагматизмом, комплексами неполноценности и животным страхом перед
будущим - никогда не было.Группа, способная гитарным риффом
перечеркнуть наследие "постреформистского десятилетия", может с полным
основанием претендовать на звание наследницы 60-х, эры Вудстока и
наивных "детей цветов".Только "Metallica" не наивна, а предельно
ожесточена - утратой разноцветных иллюзий,своим временем и его
жестокостью, и тем не менее она - второе поколение Вудстока. Но история
"Металлики" - это не только искренность 60-х, с их вызовом ханжеской
морали; это и конец 70-х, когда "новая волна" английского хэви-метала
снова поставила вопрос: как жить дальше? Бешеная динамика музыки
"Моторхэд","Саксон" и "Даймонд Хэд" давала на него свой ответ:
спасение в движении, в скорости - под лежачий камень вода не течет.
Хватит болтать, пора заняться делом, человек сам хозяин своей судьбы!
История группы начинается с датчанина Ларса Ульриха, серьезно
занимавшегося теннисом.Настолько серьезно, что стал чемпионом
Копенгагена среди юниоров.В 1980 году
его родители перебрались в Лос-Анджелес.Спортивная карьера прерва
лась сама собой и Ларс также серьезно занялся ударными.Спустя год ему
попалось объявление в газете: некий Джеймс Хэтфилд ищет музыкантов для
группы.Они быстро сошлись, обоюдная симпатия переросла в дружбу.
Приятель и сосед Хэтфилда, Рон Макговни, стал бас-гитаристом, для соло
пригласили черного гитариста Ллойда Гранта. Вокал Хэтфилда по силе и
тембру оказался очень похожим на голос Оззи Осборна (это впоследствии
отмечал и сам Оззи). Грант выбыл из состава через неделю репетиций:
ритмические эксперименты Хэтфилда оказались не под силу этому, в общем-
то, преспективному гитаристу. На его место пришел Дэйв Мастейн, и летом
1982 го да "Metallica" записала свою первую композицию.Лента с
записью попала на фирму "Мегафорс" и через две недели "Metallica"
подписала контракт на первую пластинку. Однако в самом разгаре работы
бас-гитарист Макговни тоже объявил, что играть с Хэтфилдом больше не
может: "От его ритмических сбивок у меня мозги вставали дыбом, он же
чокну тый - мы играем рок или Стравинского?" Хэтфилд и Ульрих
срочно вылетели в Сан-Франциско, где они нашли великолепного басиста
Клиффа Бертона, в то время игравщего в группе "Травма". Клифф Бертон
был профессиональным музыкантом с большим стажем работы.Как любой
хороший бас-гитарист,Бертон прекрасно играл на рояле, владел музыкальной
теорией - шаг за шагом он, словно педагог,вел своих менее опытных коллег
к постижению основ музыки, закладывал фундамент для дальнейшей
работы,высвобождал из оков невежества творческкий потенциал
Хэтфилда.Клифф научил Хэтфилда работать, и ему это понравилось. В
марте 1983 года группа приступила к записи прерванного
альбома.Музыканты работали по двадцать часов в день, но... Появление
Бертона, его "школа хороших манер" не прошли бесследно, Ульрих и
Хэтфилд почувсвовали дискомфорт, хотя ничего вроде бы не изменилось.
Однако изменилось.Изменилось их восприятие музыки, критерии,
требования, предьявляемые к материалу."Дэйв Мастейн - отличный
гитарист, наверное,он самый быстрый гитарист в "металле",- говорит
Хэтфилд,-но мы уже стали другими, а Дэйв продолжал лупить по струнам,
как будто ничего не произошло.Нам нужен был другой, кто смог бы
управляться и с мелодиями." Этим "другим оказался Кирк Хэммет из
сан-франциской группы "Экседес", поклонник Джими Хэндрикса и Майкла
Шенкера, способный воплотить любую чужую идею с точностью компьютера. К
счастью "рокировка" гитаристов прошла безболезненно (Мастейн с тех
пор играет в "Мега дет", группе, которую называют "скоростной и
прямолинейной копией "Металлики""). Перед любителями жесткого рока
появилась новая группа.Но не совсем такая, какой, предполагалось, она
может быть.Не смотря на некоторые стилические тяготения к "Блэк Сэббэт"
и "Лед Зеппелин", композиции "Meталлики" выглядят более "сухими",
резкими, а ритмические чудеса Хэтфилда вообще ставят под сомнение
принадлежность группы к року в традиционном смысле этого
слова. В целом музыка группы "Metallica" гораздо более сложная, чем
что-либо когда-то бывшее в роке.
Однако тексты первого альбома "Kill’em All" практически не
отличались от стандартных разработок, например, "Джудас Прист": рок,
да здравствует рок и только рок! Принципиально иным стал второй альбом
"Right the Lighting"(1984).В музыкальном отношении он углубляет и
развивает находки, которыми отмечен дебют группы, но стихи здесь вышли
на первый план и несут такую же эмоциональную нагрузку, как и музыка.
"Metallica" взялась за очень трудные темы: война, смертная казнь,
наркомания, насилие психозы, подавление инакомыслия - темы, которые с
тех пор всегда присутствуют в творчестве этой группы. Записав третий
альбом, "Metallica" практически сразу же приобретает статус супергруппы
- триумфальные гастроли с Оззи Осборном, беспрецендентная реализация
диска, практически мгновенно ставшего "золотым". В начале осени
1986 года, а точнее - в сентябре, "Metallica" отправилась на гастроли
по Скандинавии. По дороге из Стокгольма в Копенгаген автобус с
музыкантами и персоналом не удержался на скользком повороте и
первернулся. Погиб один человек, Клифф Бертон. Ему было 24 года.
Оправившись от шока "Metallica" объявила конкурс бас-гитаристов. Они
получили 340 демонстрационных записей, из которых отобрали одну. Ее
автором был Джесон Ньюстед.
"...And justice for all" - так назвали "Metallica" свой двойной
альбом, вышедший в 1988 году. Впервые после записи "Kill’em all" группа
пришла в студию с готовым материалом. Работа двигалась очень тяжело:
давила мысль, что это первые самостоятельные композиции, сквозь ноты
которых не пробегал взгляд Бертона. Пожалуй, этот альбом получился
самым интересным в истории "Металлики". В рекордный срок он стал
"платиновым". Новый альбом группы появился на прилавках 4 августа 1991
года и к 6 августа он уже был дважды "золотым". Эту работу можно
рассматривать, как не характерную для направления "спид-трэш-метал" и
одновременно вполне логичную, применительно к концепции творчества
"Металлики": скорость исполнения, одно время ставшая самоцелью,
уступила место мелодичности (правда, группа и прежде не страдала ее
отсутствием), жесткость звучания сохранилась, но теперь она достигается
за счет акустических инструментов. В целом же этот диск полон
реминисценций хард-рока 70-х, в нем явственно прослушиваются
стилистические комбинации в духе "Блэк Сэббэт" и "Дип Перпл".