В 1997 году БГ предпринял ещё одну попытку утвердиться на западной рок-сцене и вместе с «The Band» (бывшая группа Боба Дилана) выступил с серией концертов в нью-йоркских клубах, а также подготовил альбом «Лилит», вышедший в двух вариантах (русском и американском). Диск был записан без участия других постоянных членов «Аквариума» (не считая БГ), однако обычно причисляется к дискографии всей группы.
[Новый Электрический Пёс (1998-1999)
1998 год стал началом периода «Нового электрического пса». «Электрический пёс» - ранняя песня «Аквариума», вошедшая в «Синий альбом» (1981); в 1998 году так была названа и концертная программа, с которой «Аквариум» выступил с большим туром по городам России и ближнего зарубежья. Таким названием БГ как бы объявил о возвращении к истокам. Он произвёл новый «набор» музыкантов в группу, и она пополнилась Николаем Кошкиным (ударные), Александром Пономарёвым (гитара), Дмитрием Веселовым (перкуссия) и Борисом Рубекиным (клавишные). Первые трое покинули группу уже через год, когда период «Нового электрического пса» закончился; Рубекин является членом «Аквариума» до сих пор. Кроме них, за год до этого в группу пришёл Олег «Шар» Шавкунов.
В том же году «Аквариум» выпускает альбом-антологию «Кунсткамера», который состоит из записей, сделанных с конца 1980-х до середины 1990-х годов. Cольная дискография БГ пополняется сразу тремя альбомами: «Прибежище» - альбомом мантр, записанным совместно с Gabrielle Roth & «The Mirrors»; «Борис Гребенщиков и Deadушки» с техноверсиями старых песен «Аквариума» и «Молитва и пост» - концертным альбомом, который изначально был создан как Internet-only альбом. Лишь в 2001 году по многочисленным просьбам слушателей альбом, наконец, был издан на компакт-дисках.
В мае 1999 года появился сольник БГ «Борис Гребенщиков поёт песни Булата Окуджавы». Как и в случае с «Песнями Александра Вертинского», БГ сам аккомпанировал себе на акустической гитаре, но запись всё равно прошла не без участия других членов «Аквариума».
Аквариум 3.0 (1999-...)
Первым студийным альбомом «Аквариума» третьего созыва стал диск «Ψ» («Пси») - двадцатый альбом группы за всю её историю[45]. В его создании принял участие Альберт Потапкин, участник группы с 1999 года. По утверждению БГ, в альбоме нет никакой концепции, он просто стал отражением состояния группы в тот момент. И действительно, нельзя сказать, что все песни сделаны в одном ключе: на диске есть и позитивные («Маша и медведь», «Пока несут сакэ»), и более мрачные («Луна, успокой меня», «Имя моей тоски») песни. Впервые за много лет появилась регги-композиция («Стоп машина»).
25 мая 2000 года был выпущен альбом «Пятиугольный грех». Этот альбом вышел под псевдонимом «Террариум», так как на альбоме, кроме БГ, присутствуют приглашённые рок-музыканты, которые исполняют свои песни на стихи Джорджа. 1 ноября 2000 года одновременно в России и Германии выходит альбом-сборник «Территория», состоящий из старых песен, две из которых для альбома были специально перезаписаны.
В 2001 году группу покинул Олег Сакмаров.
В январе 2002 года в Америке и Европе, а в начале мая в России, выходит 13-й сольный альбом БГ «Переправа» («Bardo»); в его записи опять принимают участие Gabrielle Roth & «The Mirrors». Альбом представляет из себя переработку инструментальных композиций из одноимённого альбома «Бардо» «Русско-Абиссинского Оркестра» (то есть «Аквариума» под псевдонимом) 1997 года.
Первый за три года полностью новый альбом «Сестра Хаос» появился только в 2002 году. Диск оказался не похож ни на что из того, что раньше делал «Аквариум». Как и «Ψ», альбом получился очень эмоциональным и разносторонним (БГ определил «Сестру Хаос» как первый разноцветный альбом в истории музыки[46].) Снова появилось регги - ироническая песня «Растаманы из глубинки».
Альбом должен был называться «Псалмы», просто, старцы отговорили меня от этого названия. Альбом представляет собой псалмы. Там не один псалом, там девять псалмов. (Из интервью БГ.)
«Аквариум» во время концерта в зале «Alte Feuerwache» (Мангейм (Mannheim), Германия, 12 декабря 2004 года). Слева направо: Рубекин (клавиши), БГ (гитара, вокал), Кудрявцев (позади БГ, бас), Шавкунов (позади Тимофеева, перкуссия), Тимофеев (саксофон, флейта, гитара)
«Аквариум» во время концерта в зале «Alte Feuerwache» (Мангейм (Mannheim), Германия, 12 декабря 2004 года). Слева направо: Рубекин (клавиши), БГ (гитара, вокал), Кудрявцев (позади БГ, бас), Шавкунов (позади Тимофеева, перкуссия), Тимофеев (саксофон, флейта, гитара)
В том же году группа получила премию «Побороll» за вклад в развитие музыки. Начался выпуск на CD «Антологии» - за два года все альбомы переизданы на компакт-дисках с бонусными треками.
В записи очередного «номерного» альбома «Песни рыбака» (2003) приняли участие индийские музыканты, сыгравшие на традиционных инструментах. Несмотря на несколько мрачную композицию «Человек из Кемерова», альбом оказался в целом позитивен по настрою. Чуть позже, к пятидесятилетию Гребенщикова, ограниченным тиражом в 300 экземпляров вышел двойной альбом-сборник «50 БГ», который продается исключительно только на концертах группы.
В 2003 году к «Аквариуму» присоединилось три музыканта-духовика - Фёдор Кувайцев (кларнет), участвовавший ещё в 1980-х в нескольких записях и выступлениях Александр Беренсон (труба) и Игорь Тимофеев (саксофон и флейта), и около года группа играла в составе девяти человек. В самом начале 2005 года группу покинул барабанщик Альберт Потапкин, а летом того же года - Беренсон и Кувайцев.
В 2004 год у был также ограниченным тиражом выпущен 14-й сольный альбом БГ «Без слов». На альбоме 16 инструментальных композиций, представляющих собой японско-китайские мотивы.
Логическим продолжением деятельности группы в 2005 году стал альбом «ZOOM ZOOM ZOOM». Песни, составившие этот альбом, были написаны БГ в испанском курортном городке Паламос.
В 2005 году на официальном сайте «Аквариума» появилось объявление о том, что по просьбе студии «Союз» в свет должны будут выйти два тематических сборника. В итоге в 2005 году появился сборник «Reggae» с одной новой песней «Слова растамана», подтвердивший восстановление интереса БГ к растафарианству и в 2006 году - «Песни о любви» со студийной версией песни «Ключи от моих дверей». «Reggae» и «Песни о любви» не представляют собой сборники от самого «Аквариума», а являются сборниками от студии «Союз», изданными с разрешения группы.
«Аквариум» в 2005 году (промо-фото к альбому «ZOOM ZOOM ZOOM»): БГ, Рубекин, Шавкунов, Тимофеев
«Аквариум» в 2005 году (промо-фото к альбому «ZOOM ZOOM ZOOM»): БГ, Рубекин, Шавкунов, Тимофеев
В том же году у «Аквариума» появился новый басист - им стал Андрей Светлов.
На настоящий момент последний альбом «Аквариума» - «Беспечный русский бродяга», вышедший 5 апреля 2006 года. В альбом вошли две песни, исполнявшиеся на концертах ещё с конца 1990-х («Афанасий Никитин буги» и «Скорбец»), несколько композиций, близких по стилю к «Аквариуму» 1980-х («О смысле всего сущего», «Духовные люди») и к предыдущим альбомам «Песни рыбака» и «ZOOM ZOOM ZOOM» («Дело за мной», «Терапевт»). Встречаются на альбоме и нехарактерные для творчества группы эксперименты, вроде того же «Афанасий Никитин буги». Сразу несколько песен, в том числе и заглавная, посвящены алкогольной теме, причём с разных точек зрения.
В 2007 году состоялся релиз записанного восемнадцатью годами ранее альбома «Феодализм».
В своё четвертое десятилетие «Аквариум» продолжает активно записываться и выступать с концертами по всему миру, в основном по России и ближнему зарубежью. Резюмируя феномен группы, Борис Гребенщиков говорит:
«„Аквариум" - это сияющий зверь. Крылатый сияющий зверь. Он приносит вам лекарство. Он приносит то, чего вам не хватало, а вы сами этого не знали».
Влияние на поп-культуру
«Аквариум» - одна из первых и наиболее популярных рок-групп Советского Союза - оказала большое влияние на целое поколение, фигура же БГ и вовсе превратилась в культовую. Лирика «Аквариума» часто цитируется в литературе и печати:
В одном вагоне сразу в трёх местах пели под гитару - и, кажется, одну и ту же песню, гребенщиковский «Поезд в огне», но разные части: одна компания начинала, другая уже заканчивала, а третья пьяно пережёвывала припев, только как-то неправильно - пели «этот поезд в огне, и нам некуда больше жить» вместо «некуда больше бежать».
(Виктор Пелевин, «Жёлтая стрела». Цитируется песня «Поезд в огне».)
Нередко используется образ Гребенщикова: